Стихи
об учителях.
Дмитриева
Татьяна
УЧИТЕЛЬНИЦА СТАРАЯ МОЯ
Подруга – трость. Седа, больна
Стоишь в раздумье у окна.
Ломал нещадно жизни шквал.
А за окном – детишек гвалт.
Слеза скользнула по щеке.
Рука застыла на виске –
Давленье скачет, резь в глазах
И ужас, что в таких годах.
Лишь радость лучиком блеснёт
– Несчастье следом сердце рвёт.
В хрустальной вазе десять лет
Засохший розовый букет.
Банты цветами в волосах.
Веселье звоном в голосах!
Нарисовалось – в первый раз
Вошла, робея, в пятый класс.
Проговорила, словно стих:
- Nun, bitte, ja… Setzen sie sich!
Жизнь человеческая миг?
Откуда ты, вопрос, возник?
Да не твоё ли-то тепло
Нас всех по жизни повело?
Мы отвечаем на звонки,
На пенсии – ученики.
Спешим в аптеку, магазин,
Из нас ушёл уж не один
В потусторонний страшный мир,
Где Бога рай и ада пир.
Ты же зовёшь нас на обед.
Немецкий кекс. Гора котлет.
Святая, добрая как мать,
Дитя что любит угощать.
Так нов – уже в который раз –
Твой про Германию рассказ.
Быть переводчицей – приказ.
И нам последний твой наказ…
Когда ведёте в первый класс
Своё вы чадо первый раз,
То оглянитесь на окно,
Где одиноко и темно.
Ей не нужны дары, цветы.
Лишь только капля доброты.
Примечание: на немецком языке написано:
«Так, пожалуйста, садитесь!»
---------------------------------------------------------------------
Сухорукова Татьна Александровна
Учитель в современном мире
Учитель!
Носителем всего передового
Он был во все земные времена
И не растратил свойства такового –
В его познаньях та же глубина,
Всё тот же взор и тот же ум пытливый,
Всё та же неподкупная любовь.
И он такой же бедный, но счастливый!
И радость своим детям дарит вновь!
В каком бы веке ни родился он,
В хоромах иль в лачуге жалкой,
С каких ни поглядеть сторон
(Будь с троном рядом он иль с прялкой), -
Он добросовестно учил,
И незаметен был порою.
В ладу с самим собою жил,
Не выходя на спор с судьбою.
*
Что ж нынче? Каково ему
Живётся в этой круговерти?
Темп быстрый, изменился мир…
Уж вы на слово мне поверьте –
На тихое журчанье ручейка,
Жизнь педагога вовсе не похожа!
Скорее, это горная река,
А это вовсе не одно и то же:
Пороги, и крутой подъём, и спад –
Всё на своём пути преодолеет,
Пройдёт сквозь сотни, тысячи преград,
Методикой любою овладеет.
Он чутко реагирует на класс,
Он выслушает все недоуменья,
Разбудит мысли, чувства, …враз
Развеет все возникшие сомненья.
С такою силой знания даёт!
С таким задором, что порой завидно!
С детьми сливается, идя вперёд,
Он увлечён, и это сразу видно.
*
Так кто ты, знанья свет несущий человек?
Каким ты предстаёшь в глазах подростка?
Какую цель преследуешь в наш век?
И на каких сейчас стоишь подмостках?
*
Ты личность, обладающая властью,
Ты можешь наказать и милость проявить,
Со всею лишь тебе присущей страстью
Ты можешь ненавидеть и любить.
Авторитетный ты источник знаний
В определённой области своей.
В тебе всегда он ищет пониманья,
Оценку объективную идей.
Ты компетентен, и с любым вопросом
Он обратиться может напрямик.
И никогда ты не посмотришь косо,
Ведь прямо ты на всё смотреть привык!
Таким тебя он в жизни представляет,
Таким! Сумей, пожалуйста, понять!
И он своих оценок не меняет.
Готов будь их делами оправдать!
*
Да, в этом современном мире
Не всё лишь тишь да благодать:
В том классе место есть задире,
В этом – шутов не занимать!
Вот этот часто нарушает дисциплину,
Старается сорвать у вас урок,
Находит каждый раз свою причину…
А, может быть, он просто одинок?
И потому он груб, жесток и дерзок,
Что никому нет дела до него?
И мир вокруг так чёрен и так мерзок!
И на душе так скверно от того!
Клеймо на нём стоит чуть не с рожденья…
Как можно вот такого полюбить?
Но вы представьте на одно мгновенье,
Что ведь и он хорошим может быть!
Порой за этим внешним проявленьем
Сокровища несметные лежат:
Тончайший ум, чудесные уменья,
Талант редчайший, просто супер-клад!
Он обладает чутким, пылким сердцем,
И ты обязан в нём тот дар раскрыть,
Открыть ключом добра, тепла ту дверцу
И научить ребёнка мир любить!
…Как почва каменистая, сухая
Ни глаз не радует, ни обещает хлеб,
И даже сносного не будет урожая,
Как ни старался б человек!
Разведчик недр пришёл, геолог скромный,
Богатства вдруг несметные нашёл
И весь тот край, пустынный и огромный
Известность мировую приобрёл.
Так разыщи ту золотую жилку
В мальчишке этом, в юном сорванце!
Отправь «пятак» добра в свою копилку!
Явись творцом судьбы в учительском лице!
*
А уж коль оступился, ведь с кем не бывает?
Ты глазами его в этот мир посмотри.
И, поверь, что мгновенно вся ярость растает,
Как в той сказке на счёт «раз, два, три!»
Не суди ты ребёнка, узнай лишь в чём дело,
Не спеши ты клеймить за проступок его.
Разберись в том назревшем конфликте умело,
Уважай в нём личность прежде всего!
Научи его быть независимым, гордым,
Чтобы точку опоры имел на ЗЕМЛЕ,
Чтобы шёл он по жизни спокойно и твёрдо,
Чтобы свой кусок хлеба лежал на столе.
*
Информацию добыть компьютер сможет,
Книга даст нам пищу к размышленью,
Диск-самоучитель нам поможет
Одолеть какие-то сомненья…
Что сегодня может дать учитель
В этот век научных технологий?
Или он уже совсем не нужен
Правильный, доверчивый и строгий?
Научились мы нажатьем кнопки
Микроволны извлекать из печи,
В космосе мы проложили тропки,
Мегафон нам назначает встречи,
Сам себя клонирует учёный,
Изменить пытаясь своё «Я»,
(Только не завидуй чудо-клону –
Есть ли у него друзья, семья?)
Не постигнуть тайны мирозданья
Без улыбки светлой и живой,
Ведь ребёнку очень нужны знанья
От того, кто с сердцем, кто с душой!
Кто заложит нравственность в основу,
Кто простить сумеет и понять,
Кто всего одним лишь веским словом
Высоту любую может взять!
Кто взрастит любовь к лесам и рекам,
К доброй, милой матери своей!
Воспитать сумеет ЧЕЛОВЕКА,
Родины достойных сыновей!
*
Наш учитель в современном мире –
Это путеводная звезда,
Это глас, несущийся в эфире,
Сила, движущая знаний поезда…
Управлять процессом обученья,
Груз ответственности на себе нести,
Навык шлифовать, учить общенью,
И в глазах учеников всегда расти,
Методом проектов на уроке
В совершенстве должен овладеть,
Постигать все тайны, знать истоки,
Проводить эксперимент уметь.
…В походы ходить, у костра петь с отрядом,
Стихи сочинять, на гитаре играть,
Когда тяжело - он окажется рядом,
За правду сумеет всегда постоять.
Да мало ли может учитель наш скромный!
Он словно маяк готов детям светить
И даже, наверно, в роман многотомный
Побед всех учительских не поместить!
Ведь в каждом успехе, в научном открытье
Есть труд, что учитель вложил.
Как знать? Предначертано, может быть, свыше?
Быть может, для этого жил?
*
…А философия проста, как афоризм –
Живи, сгорая, и дари тепло!
Смотри на мир сквозь сотни детских призм…
И верь – тебе ужасно повезло!
*
И в современный двадцать первый век
Средь миллионов звёзд и ярких строк
Пусть гордо звучит слово «ЧЕЛОВЕК!»,
И вторит ему слово «ПЕДАГОГ!»
-------------------------------------------------------------------
Ведин.А.В.
Учитель.
Учитесь ,ребята, учитесь!
И мир познавайте скорей.
Вам в этом поможет учитель-
Добрейший из добрых людей.
Кто в школе встречал на пороге?
Кто в класс проводил малышат?
Душевною ласкою трогал?..
.И ваша добрела душа.
Учитель, ребята, учитель
Был первым во все времена:
С ним главный учебник прочитан-
учебник любви и добра.
А завтра идти нам в дорогу,
По жизни борьбы и труда.
Шагайте со временем в ногу,
С ним будьте готовы всегда!
Учитель ,ребята, учитель-
Вам первый помошник и друг.
На крыльях ученья взлетите,
Быть может ,за солнечный круг.
Учитесь, ребята ,учитесь
И мир познавайте скорей
Вам в этом поможет учитель,
Поможет всей жизнью своей.
----------------------------------------------------------------------------
Лутченко Александр Иванович
УЧИТЕЛЬ ЖДЁТ
Когда глупцы
вопросы задают,
Они не слышат правильных советов.
Разрушит совесть правдой их уют.
Слепые – только жмурятся от света.
Тот, кто познал восторженный полёт,
Кто мотыльком взмывал вдруг над землёю,
Среди червей изгнанником живёт,
Крылатой тварью – потому чужою.
Всё меньше в смертном мире мудрецов,
И до поры нет на земле пророков.
Учитель ждет, но, видно, не готов
Хотя б один, созревший для уроков.
------------------------------------------------------------------------------------
Голубева Светлана
У подъезда сидят бабульки, болтают.
Мимо них проходит женщина
в деловом костюме.)
1 бабуля:
-Погляди-ка: идёт Марь Иванна!
А ведь время – и двух ещё нет.
В школе, видно, работать так славно!
Ну а я – у станка 30 лет!
2 бабуля:
-Нарядилась – и цок каблуками.
У доски покривлялась чуток.
Педагогами, жаль, мы не стали -
Бог катал бы, как в масле сырок!
(К подъезду подходят 2 женщины.)
Разговор услыхала соседка.
(В школе детям - и нянька, и мать).
Возмутилась, да так, что беретка
Быстро стала на носик сползать:
- Эх, тебя бы учителем в школу,
Прямо к деточкам миленьким в пасть.
Оставалась такой бы весёлой?
Получилось бы там не пропасть?
- Да, да, да! – продолжала упрямо
Ефросинья Петровна, вдова.
(Кстати, обе достойные дамы
Учат деток в СОШ 132.)
- Объясняем им про расстоянье,
Про падеж и про царство зверей.
Только детских умов состоянье
Всё не радует учителей.
Конкурс – как же, участвовать надо:
Мы и пляшем с детьми, и поём.
А стараемся не за награду.
Детям душу мы всю отдаём!
Как хотелось вздохнуть бы свободно,
Но начальство уже тут как тут:
«На уроки приду к Вам сегодня.
Результаты, увы, не растут!»
1 учительница:
- В одной сумке – тетрадок две стопки,
А в другой – для детей молоко,
Хлеб и курица, пачки, коробки,
Для любимого мужа пивко.
Прибегу я домой – за кастрюли,
А потом тряпку в руки – и в путь.
Часов в десять уж дети уснули,
Да и мне бы пора отдохнуть.
Отдыхаю, взяв красную ручку
И наставив сплошных трояков,
Запланировав утречком взбучку.
Ты пойми, как тут без матюков!
А зарплата – ну просто копейки!
И не знаешь, куда с ней бежать:
То ли сыну купить телогрейку,
То ль на месяц еды запасать.
Так закончив рассказывать, дама,
Утирала платочком глаза.
А бабуля вскочила (вот странно!),
Обнимала соседку, сказав:
-Ой, ты бедная, не обижайся!
Мы не знали, каков этот труд.
Так давай помогу, не стесняйся.
А подружки мои подождут.
|